АПЛ
всем подводникам посвящается
  
ПЛАРБ
Пр. 658 (658М) (1961)
Пр. 667А «Навага» (1964)
Пр. 667АМ «Навага-М»
Пр. 667Б «Мурена»
Пр. 667БДР «Кальмар»
Пр. 667БДРМ «Дельфин»
Пр. 941 «Акула» (1981)
ПЛАРК
Пр. 659 (1960)
Пр. 675 (1962)
Пр. 670 «Скат» (1968)
Пр. 661 «Анчар» (1969)
Пр. 670М «Чайка» (1974)
Пр. 949 «Гранит» (1982)
Пр. 667АТ «Груша»
Пр. 949А «Антей» (1986)
ПЛАТ
Пр. 627А «Кит» (1958)
Пр. 671 «Ёрш» (1965)
Пр. 645ЖМТ «Кит»
Пр. 671РТМ «Щука»
Пр. 671РТ «Сёмга»
Пр. 705 «Лира» (1972)
Пр. 685 «Плавник»
Пр. 945 Барракуда
Пр. 971 «Щука-Б»
Пр. 945А «Кондор»
ДПЛБ
Пр. АВ611 (1957)
Пр. 629 (1959)
Пр. В611 (1959)
ДПЛКР(19)
Пр. П-613 (1953)
Пр. П-611 (1954)
Пр. 644 (1959)
Пр. 665 (1962)
Пр. 651 (1963)
ДПЛ
Пр. 613 (1951)
Пр. 611 (1953)
Пр. 615 (1956)
Пр. 633 (1958)
Пр. 641 (1958)
Пр. 641Б «Сом» (1972)
Пр. 877 «Палтус» (1982)
 
 
Рекомендуем
 
Реклама
Новости партнёров
Контакты
Админ: Viktor
E-Mail Связь с Админом
ICQ: 470811498

 
 

 
 
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ
                 
1903-1926   1927-1950   1951-1991   1992-2006   Оружие
1903-1906
1927-1950
 
1951-1991
 
1992-2006
 
Оружие


Дизельная подводная лодка
Проект 611
(26 единиц)
1953

Пр. 611

16 октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, после чего ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили проект большой субмарины, главным конструктором которой назначили С. Егорова.

К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные ПЛ XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи проекта 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках проекта 613.

Новые ПЛ имели 6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 запасных торпед располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины типа АМД-1000. На верхней палубе перед рубкой разместили спаренную 57-мм универсальную установку СМ-24–3 3ИФ, а в кормовой части рубки — спарку 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех ПЛ сняли, после чего их скорость возросла на узел.

Лодка была оснащена устройством РДП, имела на вооружении 2 перископа на вращающихся площадках, РЛС обнаружения надводных и воздушных целей, станцию обнаружения радиолокационных сигналов и была оборудована современной по тем временам ГАС. Лодки оснащались рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и опреснителем. Между дизелями, ГЭД и гребными валами устанавливались шинно-пневматические разобщительные муфты, которые были применены ввиду явного преимущества перед муфтами типа «Бамаг», устанавливавшимися на пл довоенных проектов. Новые муфты были не только проще и надежней в эксплуатации, но и позволяли производить монтаж линии вала на стапеле, а не после спуска на воду, так как допускали значительно большие изломы и смещение сопрягаемых осей отдельных частей валопровода. Все механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 метра выполнялся из новой высоколегированной стали толщиной от 18 до 22 мм., с наружным расположением шпангоутов, ранее не применявшимся на отечественных ПЛ. Данная мера позволило существенно увеличить полезный объем внутренних помещений. ПЛ делилась на 7 отсеков:

1-й отсек — торпедный. стелажи для запасных торпед
2-й отсек — аккумуляторный. офицерская кают-компания, аппаратура ГАС, душевая, в нижнем ярусе — АБ
3-й отсек — центральный пост. рубки РТВ, штурманская рубка, приборы управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства.
4-й отсек — аккумуляторный. кают-компания старшин, радиорубка, провизионные камеры, камбуз, в нижнем ярусе — АБ.
5-й отсек — дизельный. 3 дизеля типа 37Д (2000 л.с.) и два дизель-компрессора типа ДК-2.
6-й отсек — электромоторный. два бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и один средний ГГЭД типа ПГ-102.
7-й отсек — торпедный. койки личного состава, под настилом 1-й палубы — электродвигатель экономхода.

Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.

Два бортовых электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4х-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.

Головную Б-61 заложили на стапеле ленинградского завода «Судомех» 10 января 1951 г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям (после спуска на воду для достройки и испытаний была передана заводу № 890 в г. Таллинне, куда перешла собственным ходом). Как отмечал сотрудник ЦКБ морской техники «Рубин» (бывшее ЦКБ-18) В. Семенов, при этом «был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований». В декабре Б-61 вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа.

В процессе эксплуатации лодки не однократно модернизировались. Упоминаются следующие модернизации: В611 — для отработки баллистических ракет Р-11ФМ, АВ611 — доработанный В611 для серийного строительства, ПВ611 — отработка ракеты С4.7, П611 — испытания ракетного комплекса П-10, 611РА — испытания ГАС миноискателя «Радиан-1», АВ611С — испытания опытного образца астрокорректора «Символ», АВ611Е — испытания ГАК «Енисей», 611РУ — испытания ГАК «Рубин», 611РЭ — испытания гидроаккустической буксируемой антенны «Рассвет» и ГАК «Керчь», АВ611К — испытания навигационно-космической системы «Штырь-М» (по зарубежным источникам — корабль управления), АВ611Ц — испытания Комплекса аппаратуры космической связи «Цунами-Б», АВ611Д — испытание аппаратуры измерения и контроля физических полей кораблей (по зарубежным источникам — экспериментальный минный заградитель), 611П — носитель автономных обитаемых аппаратов. А611 и 611М — проекты с улучшенными характеристиками по основному назначению (по зарубежным источникам для испытаний торпедного оружия и после снятия артиллерийского вооружения, соответственно). Кроме того три ПЛ использовались для дальних походов Лира, Орион и Вега с научными целями без существенных переоборудований.

В 1962 году ЦКБ-16 разрабатывало модернизацию под ракетный комплекс Д-7 (АВ611Д7). Проект был разработан и оформлен в кальках, но завершен не полностью, так как руководство ВМФ не выдало на него тактико-техническое задание. По зарубежным источникам также упоминаются следующие модификации: АВ611РЕ — диверсионный корабль (поиск и уничтожение подводных кабелей) и АВ611С — корабль специального назначения (транспортировка боевых пловцов, называются Б-69 и Б-91).

Б-61

10 января 1951 года заложена на заводе №196 «Судомех» в Ленинграде.
26 июля 1951 года спущена на воду.
В 1953 году перешла из Ленинграда в Таллин (завод № 890) своим ходом для достройки и испытаний.
В 1953 году Во время ходовых испытаний, когда ПЛ находилась на глубине 60 метров, в четвертом отсеке вспыхнул пожар из-за короткого замыкания в главном распределительном щите. К счастью, тогда обошлось без жертв, хотя отсек пришлось загерметизировать. Затем ПЛ встала в ремонт.
31 декабря 1953 года вошла в строй. Председателем Госкомиссии был Герой Советского Союза Н.А. Лунин.
В 1954 году включена в состав КСФ, вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ с базированием на Полярный.
15 июля 1961 года в составе бригады вошла в состав 4-й ЭсПЛ КСФ.
В 1963 году Силами «Судомеха» и КОЛМЗ под руководством 1-го НИИ МО и КБ «Малахит» была оборудована системой аварийного продувания ЦГБ (с помощью пороховых газов). находилась в Лиепае на испытаниях. На первом же испытании произощел разрыв всех кингстонных ЦГБ. ПЛ встала в док для ремонта.
В марте-августе 1964 года продолжение испытаний системы АП ЦГБ. совершила два выхода в море по плану испытаний. после окончания испытаний, система оставлена на ПЛ для опытной эксплуатации.
Осенью 1964 года перешла в Кронштадт.
В 1966 году участвовала в параде на Неве в Ленинграде.
В сентябре 1966 года перечислена в состав ДКБФ, вошла в состав 25-й БрПЛ ЛенВМБ с базированием на Кронштадт.
В 1978 году исключена из боевого состава ВМФ.
1 октября 1980 года расформирован экипаж.

Б-63, Б-863, УТС-578

6 февраля 1952 года заложена на эллинге ССЗ №196 «Судомех» в городе Ленинграде как большая торпедная подводная лодка
18 июля 1952 года спущена на воду.
30 июня 1954 года вступила в строй.
1 апреля 1985 года расформирован экипаж.

Б-65

24 июля 1952 года заложена на эллинге ССЗ №196 «Судомех» в городе Ленинграде как большая торпедная подводная лодка
21 марта 1953 года спущена на воду.
6 декабря 1954 года вступила в строй.
В 1955 году включена в состав КСФ, вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на Полярный.
В марте-октябре 1968 года совершила боевую службу в Средиземном море.
Летом 1968 года прошла планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1981 года расформирован экипаж.

Б-66, Б-866

15 декабря 1952 года заложена на заводе №196 «Судомех» в Ленинграде.
30 июня 1953 года спущена на воду.
29 декабря 1954 года вошла в строй.
В 1955 году включена в состав КСФ, вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ с базированием на Полярный.
Осенью 1955 года во время жестокого шторма вышла из Полярного для испытаний на мореходность и трое суток находилась в самом центре циклона.
В декабре 1955 года была представлена министру обороны СССР маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, как самый новый и современный корабль флота.
В апреле 1956 года выполнила в Баренцевом море (старший — КБр Г.Т. Кудряшов) поход на полную подводную автономность — 201 час прошла на безопасной глубине, подсплывая под перископ только на сеансы связи.
Зимой 1956 года в тяжелых ледовых условиях совместно с Б-68 перешла на Камчатку по Севморпути (шедшие вместе с ними 12 ПЛ 613 проекта вынуждены были зазимовать на переходе).
В 1957 году перечислена в состав КТОФ, вошла в состав 15-й ЭсПЛ Камчатской военной флотилии.
Летом-осенью 1957 года совершила 75-ти суточный автономный поход.
3 сентября 1957 года впервые в истории отечественного подплава пересекла экватор, достигнув 6 градусов южной широты.
В 1970 году переименована в Б-866.
22 июля 1983 года расформирован экипаж.

Б-68, УТС-299

4 июня 1953 года заложена на эллинге ССЗ №196 «Судомех» в городе Ленинграде как большая торпедная подводная лодка
31 октября 1953 года спущена на воду.
27 ноября 1955 года вступила в строй.
В 1964–1965 годах модернизирована по проекту 611РЭ. проведены испытания гидроакустического комплекса «Керчь».
В первом квартале 1966 году проведены и закончены доработки и испытания гидроакустической буксируемой антенны «Рассвет».
22 марта 1995 года расформирован экипаж.

Б-69, БС-69

14 сентября 1953 года заложена в г. Ленинграде на заводе №196 («Судомех»).
18 июня 1954 года спущена на воду.
31 декабря 1955 года вступила в строй.
В 1982 году награждена вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть.
Переоборудована в носитель автономных обитаемых аппаратов по проекту 611П на Кронштадском заводе (КМОЛЗ). отнесена к подклассу ДПЛ специального назначения. переименована в «БС-69».
В 1986 году находилась в составе ДКБФ.
В 1987 году Северным морским путем перешла на Камчатку, прибыла в б. Конюшкова. вошла в состав 256 ОДАППЛ КТОФ.
В 1987–1991 годах совершила три боевые службы. За это время двое из прикомандированных получили звания Героя Советского Союза.
1 июня 1990 года расформирован экипаж.
31 мая 1991 года исключена из состава ВМФ сдана в ОФИ. Находится в затопленном состоянии у пирса №3 в б. Конюшкова.

Б-70, УТС-249

14 мая 1954 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
18 сентября 1955 года спущена на воду.
29 июня 1956 года вступила в строй.
1 мая 1989 года расформирован экипаж.

Б-71, УТС-300

7 июня 1954 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
19 мая 1956 года спущена на воду.
30 сентября 1956 года вступила в строй.
В 1964 году переоборудование на заводе № 202 в гор. Владивостоке по проекту 611РУ.
В декабре 1964 года окончание модернизации.
В ноябре 1965 года окончание испытаний ГАК «Рубин». Результат положительный.
В январе-марте 1966 года дооборудование на заводе № 202 в гор. Владивостоке для установки аппаратуры «Мамакан». передана НИИ-3 для проведения научно-исследовательских работ по совершенствованию гидроакустических комплексов.
1 мая 1998 года расформирован экипаж.

Б-72

16 ноября 1953 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
18 сентября 1955 года спущена на воду.
30 июня 1956 года вступила в строй.
1 октября 1986 года расформирован экипаж.

Б-74, Б-874, СМ-295

27 сентября 1954 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
5 июня 1956 года спущена на воду.
31 октября 1956 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 сентября 1980 года расформирован экипаж.

Б-75

11 ноября 1954 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
8 июля 1956 года спущена на воду.
6 ноября 1956 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1988 года расформирован экипаж

Б-76, РЗС-248

24 января 1955 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
25 августа 1956 года спущена на воду.
28 ноября 1956 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 сентября 1980 года расформирован экипаж.

Б-77, Б-877, УТС-226

7 мая 1955 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
20 сентября 1956 года спущена на воду.
30 ноября 1956 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 апреля 1989 года расформирован экипаж.

Б-80

1 февраля 1956 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
16 января 1957 года спущена на воду.
13 июля 1957 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1990 года расформирован экипаж.
В 1992 году продана в Голландию. Внутренние помещения лодки полностью очищены, кроме носовых ТА и дизелей. Освободившееся пространство используется для большого бара. Лодка несколько раз меняла места стоянки. Одно из последних — г. Ден-Хельдере (Голландия).

Б-81, Б-881

10 (19?) апреля 1956 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
16 января 1957 года спущена на воду.
13 июля 1957 года вступила в строй.
1 октября 1985 года расформирован экипаж.

Б-82, БС-82

15 июня заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
12 мая 1957 года спущена на воду.
17 августа 1957 года вступила в строй.
В декабре 1964 года была дооборудована на СРЗ-35 ВМФ для экспериментальной отработки передачи топлива с транспортной АПЛ на ударную ДЭПЛ при буксировке в надводном и подводном положениях. В Баренцевом море лодка производила взятие на буксир, буксировку, передачу топливного шланга, совместное погружение с ДЭПЛ С-346 (проект 613). Испытания прошли успешно, система была рекомендована к установке на АПЛ проекта 664.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1987 года расформирован экипаж.

Б-88, РЗС-253

17 августа 1956 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске
4 июля 1957 года спущена на воду.
25 сентября 1957 года вступила в строй.
1 октября 1985 года расформирован экипаж.

Б-90, УТС-423

25 октября 1956 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске
17 августа 1957 года спущена на воду.
30 октября 1957 года вступила в строй.
1 апреля 1986 года расформирован экипаж.

Б-91, Б-891

25 января 1957 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
26 ноября 1957 года спущена на воду.
15 июля 1958 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1988 года расформирован экипаж.

Тактико-технические характеристики Проект 611
Водоизмещение надводное, т 1831
Водоизмещение подводное, т 2300
Длина, м 90,5
Высота, м 9,54
Ширина, м 7,5
Осадка, м 5,1
Дальность плавания в надводном положении, миль 2200
Дальность плавания в подводном положении, миль 440
Запас плавучести, проценты 28,3
Скорость в надводном положении, узлов 17
Скорость в подводном положении, узлов 15
Глубина погружения, м 200
Автономность, суток 75
Экипаж, чел. 65, (12 офицеров)

Вооружение торпедное: НТА — 6, КТА — 4, запас торпед — 12.
Вооружение минное: 32 мины АМД-1000 (вместо торпед).
Вооружение артиллерийское: 57 мм СМ-24–3-ЗИФ — 1, 25 мм 2М-8–1.


 
  автоломбард екатеринбург
 
     



Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
             
All rights reserved. Copyright 2008