АПЛ
всем подводникам посвящается
  
ПЛАРБ
Пр. 658 (658М) (1961)
Пр. 667А «Навага» (1964)
Пр. 667АМ «Навага-М»
Пр. 667Б «Мурена»
Пр. 667БДР «Кальмар»
Пр. 667БДРМ «Дельфин»
Пр. 941 «Акула» (1981)
ПЛАРК
Пр. 659 (1960)
Пр. 675 (1962)
Пр. 670 «Скат» (1968)
Пр. 661 «Анчар» (1969)
Пр. 670М «Чайка» (1974)
Пр. 949 «Гранит» (1982)
Пр. 667АТ «Груша»
Пр. 949А «Антей» (1986)
ПЛАТ
Пр. 627А «Кит» (1958)
Пр. 671 «Ёрш» (1965)
Пр. 645ЖМТ «Кит»
Пр. 671РТМ «Щука»
Пр. 671РТ «Сёмга»
Пр. 705 «Лира» (1972)
Пр. 685 «Плавник»
Пр. 945 Барракуда
Пр. 971 «Щука-Б»
Пр. 945А «Кондор»
ДПЛБ
Пр. АВ611 (1957)
Пр. 629 (1959)
Пр. В611 (1959)
ДПЛКР(19)
Пр. П-613 (1953)
Пр. П-611 (1954)
Пр. 644 (1959)
Пр. 665 (1962)
Пр. 651 (1963)
ДПЛ
Пр. 613 (1951)
Пр. 611 (1953)
Пр. 615 (1956)
Пр. 633 (1958)
Пр. 641 (1958)
Пр. 641Б «Сом» (1972)
Пр. 877 «Палтус» (1982)
 
 
Рекомендуем
 
Реклама
Новости партнёров
Контакты
Админ: Viktor
E-Mail Связь с Админом
ICQ: 470811498

 
 

 
 
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ
                 
1903-1926   1927-1950   1951-1991   1992-2006   Оружие
1903-1906
1927-1950
 
1951-1991
 
1992-2006
 
Оружие


Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами
Проект 644
(6 единиц)
1959

Пр. 644

Работы по созданию в СССР баллистических и крылатых ракет велись параллельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем. Причем бюро, возглавляемое Бериевым пошло по пути, сходным с американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был возможен запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предполагалось переоборудовать большие ДПЛ пр. 611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило размещать ракету в специальном контейнере из которого и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически раскрывались в полёте. В качестве носителя должны были использоваться торпедные ДПЛ пр. 613. Крылатая ракета П-5 предназначалась для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественно стратегической КР (СКР). Поскольку она имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только из надводного положения. Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить и вывести на рабочий режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км.

Испытания СКР П-5 проводились на опытовой ПЛ пр. П613 С-146 и были завершены к 1959 году.

В 1956–1957гг. для использования крылатых ракет комплекса П-5 был разработан проект 644 переоборудования лодки пр. 613 (ЦКБ-18, СКБ-112 (рабочие чертежи), главный конструктор П.П. Пустынцев). А уже к концу в составе ВМФ СССР было шесть ПЛ пр. 644. Это были первые серийные отечественные ПЛ с крылатыми ракетами.

В соответствии с проектом переоборудование ПЛ пр. 613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. КР комплекса П-5 размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Малые размеры ПЛ пр. 613 не позволили установит ракетные контейнеры в носовой части лодки. Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи навигационного комплекса «Север-Н-644» и астронавигационного перископа «Лира.» Остальное РЭВ осталось таким же как на ПЛ пр. 613. Помимо этого на лодке установили систему управления ракетной стрельбой «Север-А644У» и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной ПЛ с одним затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка. ЭУ состояла из двух дизелей 37Д (каждый мощностью по 2000 л.с.), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (каждый мощностью 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (каждый мощностью 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцово-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой. Вооружение состояло из двух СКР П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех носовых 533-мм ТА. Боезапас 4 торпеды (по другим данным 10) . Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.

Поскольку КР хранились полностью готовыми к стрельбе в контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба осуществлялась из надводного положения ПЛ при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. против движения. Стрельба залпом не предусматривалась.

При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом контейнере. Согласно проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4–6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих ПЛ возможна при волнении моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов. Лодки проекта 644 в течении 60-х годов находились на боевой службе.

КР П-5 были присущи недостатки, в числе которых отмечалась низкая точность стрельбы. В усовершенствованной модификации П-5Д была применена радиолокационная доплеровская система измерения угла сноса и путевой скорости, а также установлены более точные гироскопы в автопилоте. Кроме того в бортовой системе управления был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать полет на меньшей, чем ранее, высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее уязвимой для средств ПРО противника. Для испытаний СКР П-5Д была использована ПЛРК пр. 644 «С-162» (заводской номер 603). Она была дооборудована до проекта 644Д на заводе «Красное Сормово» и на северодвинском заводе №402. Испытания проводились в конце на Белом море. Они подтвердили повышенную, по сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.

Разрабатывался также улучшенный проект 644П с двумя ракетами П-5, однако дальнейшего развития разработка не получила.

В начале 60-х годов была создана ракета комплекса П-7 с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью. Итоговые испытания новой ракеты проводились в 1962–1964 в Белом море на ПЛ «С-158» (заводской номер 504) переоборудованной по проекту 644–7 на заводе «Красное Сормово». Причем предусматривалось возможность стрельбы КР двух типов П-5Д и П-7. Для этого были переделаны ракетные контейнеры, установлены унифицированные пульты предстартовой подготовки и новая система управления ракетной стрельбой. Потребовалось также перебалансировать ПЛ для возможности использования КР комплекса П-7 с большей массой, чем у ракеты П-5. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли. Работы с ними были прекращены в 1965 году, а в 1966 году были сняты с вооружения ракеты комплекса П-5. ПЛРК пр. 644 в 1969–1974 гг. были выведены из состава флота.

С середины 60-х годов задачи отечественных ПЛ по поражению наземных объектов были возложены на лодки с БР. К этому времени БР стали превосходить КР по дальности стрельбы и защищенности от средств ПРО, а их подводный старт обеспечивал ПЛ лучшую защиту от сил ПЛО. Но в конце 50-х — начале 60-х БР с надводным стартом и малой дальностью стрельбы не имели перед КР комплекса П-5 никаких преимуществ и создание ДПЛКР продолжалось.

ПЛ «С-44» («ПЗС-53»)

31.12.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1959 г. модернизирована по проекту 644.

ПЛ «С-46»

30.12.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1959 г. модернизирована по проекту 644.

С-80

13 марта 1950 года заложена на горьковском ССЗ «Красное Сормово» имени А.А.Жданова по проекту 613.
21 октября 1950 года спущена на воду.
1 ноября 1950 года завершение перехода на сдаточную базу в Баку.
31 декабря — 1951 года 26 апреля 1950 года Швартовые испытания.
27 апреля — 28 июня 1951 года заводские ходовые испытания.
9 июня 1951 года глубоководное погружение на 203 м. В наиболее «слабых», по мнению инженеров, местах установили приборы, измеряющие напряжение конструкций. Затем лодку с экипажем в отсеках «на талях» опускали на критическую глубину. Рядом в полигоне дежурили спасатели на своем судне. В случае аварии водолазы должны были прикрепить к корпусу лодки понтоны, чтобы затем поднять ее на поверхность.
2 декабря 1951 года после окончания государственных испытаний и устранения всех выявленных дефектов был подписан приемный акт. вошла в строй, зачислена в состав Северного флота.
В декабре 1951 года ПЛ перевели с Каспия на Северный флот по системе внутренних водных путей в Северодвинск, затем перешла на постоянное место базирования в Полярный.
В 1952–1955 годах несколько раз возвращалась из Полярного в Северодвинск для обеспечения испытаний в Белом море больших торпедных лодок 611 проекта.
В 1957 году перешла в Горький для ремонта и модернизации.
В июле 1957 года — апреле 1959 года на ССЗ «Красное Сормово» выполнены модернизационные работы по проекту 644. переведена в Северодвинск.
15 января 1960 года окончание заводских и Государственных испытания СФ, переход из Северодвинска в Оленью Губу. Вошла в состав 212-й бригады подводных лодок СФ.
25 января 1961 года вышла в море на несколько суток для отработки и совершенствования задач одиночного плавания.
27 января 1961 года последнее сообщение поступило около 00.30. По заключению комиссии по расследованию гибели ПЛ, в 01.30 С-80 затонула из-за поступления воды через шахту РДП, вследствии обмерзания поплавкового клапана. Весь экипаж (56 (68?) человек) — погиб.
23 июня 1968 года обнаружена на глубине 196 м. В спускаемой наблюдательной камере с СС «Алтай», в сложных и опасных условиях, для тщательного обследования операторы произвели девять спусков продолжительностью по 2–4 часа.
9 июня 1969 года начало работ по подъему затонувшей ПЛ.
5 июля 1969 года ПЛ оторвали от грунта и переместили на 60 м в сторону, где вновь положили на грунт.
10 июля 1969 года при абсолютном штиле и сплошном тумане СПС «Карпаты» снялось с бочек и начало буксировку с приподнятой над грунтом С-80 со скоростью 2,5 узла. Через 38 ч ПЛ опустили на грунт на глубине 51 м в б. Завалишина губы Териберская.
24 июля 1969 года В 20.30 ПЛ подняли на поверхность и отбуксировали в губу Наша, Териберского залива.
В августе 1969 года на борт СПС «Карпаты» прибыла и начала работу Государственная комиссия, сформированная из высококвалифицированных специалистов ВМФ и Судпрома. Возглавлял ее заслуженный подводник, получивший Звезду Героя в Великую Отечественную войну — вице-адмирал Г.И.Щедрин.
В октябре 1969 года расформирование ЭОН-10. По самой ПЛ комиссия сделала заключение о нецелесообразности проведения восстановительных работ. ПЛ была взорвана и разделана на металлолом.

Тактико-технические характеристики Проект 644
Водоизмещение надводное, т 1430
Водоизмещение подводное, т 1160
Длина, м 76
Ширина, м 6,3–6,6
Осадка, м 4,7
Скорость в надводном положении, узлов 16–17,5
Скорость в подводном положении, узлов 10–11,5
Глубина погружения рабочая, м 170
Глубина погружения предельная, м 200–230
Дальность плавания в надводном положении, миль 5000
Дальность плавания в подводном положении, миль 260
Автономность, суток 35
Экипаж, чел. 55–57

Вооружение ракетное: КР «П-5» — 2 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 4 шт. (4 (10?) торпед).


 
 
 
     

































Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
             
All rights reserved. Copyright 2008