АПЛ
всем подводникам посвящается
  
ПЛАРБ
Пр. 658 (658М) (1961)
Пр. 667А «Навага» (1964)
Пр. 667АМ «Навага-М»
Пр. 667Б «Мурена»
Пр. 667БДР «Кальмар»
Пр. 667БДРМ «Дельфин»
Пр. 941 «Акула» (1981)
ПЛАРК
Пр. 659 (1960)
Пр. 675 (1962)
Пр. 670 «Скат» (1968)
Пр. 661 «Анчар» (1969)
Пр. 670М «Чайка» (1974)
Пр. 949 «Гранит» (1982)
Пр. 667АТ «Груша»
Пр. 949А «Антей» (1986)
ПЛАТ
Пр. 627А «Кит» (1958)
Пр. 671 «Ёрш» (1965)
Пр. 645ЖМТ «Кит»
Пр. 671РТМ «Щука»
Пр. 671РТ «Сёмга»
Пр. 705 «Лира» (1972)
Пр. 685 «Плавник»
Пр. 945 Барракуда
Пр. 971 «Щука-Б»
Пр. 945А «Кондор»
ДПЛБ
Пр. АВ611 (1957)
Пр. 629 (1959)
Пр. В611 (1959)
ДПЛКР(19)
Пр. П-613 (1953)
Пр. П-611 (1954)
Пр. 644 (1959)
Пр. 665 (1962)
Пр. 651 (1963)
ДПЛ
Пр. 613 (1951)
Пр. 611 (1953)
Пр. 615 (1956)
Пр. 633 (1958)
Пр. 641 (1958)
Пр. 641Б «Сом» (1972)
Пр. 877 «Палтус» (1982)
 
 
Рекомендуем
 
Реклама
Новости партнёров
Контакты
Админ: Viktor
E-Mail Связь с Админом
ICQ: 470811498

 
 

 
 
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ
                 
1903-1926   1927-1950   1951-1991   1992-2006   Оружие
1903-1906
1927-1950
 
1951-1991
 
1992-2006
 
Оружие


Атомная подводная лодка
Проект 945 «Барракуда»
(2 единицы)
1984

Пр. 945 "Барракуда"

Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по АПЛ третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне Нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» в 1971 году начало подготовку к созданию первого Советского атомохода 3-го поколения.

Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны. Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр «Барракуда») должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся И.И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС — И.П. Богаченко.

Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70–72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25–30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время).

Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).

По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, возросшей, за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).

В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством главного конструктора Л.В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения «Водопад» (калибр 533 мм) и «Ветер» (650 мм), предназначенных, в первую очередь, для оснащения перспективных АПЛ 3-го поколения. В отличие от своего предшественника, ПЛРК «Вьюга-53», «Водопад» должен был комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик НПО «Уран») с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом «Вьюга-53», у «Водопада» резко возрастала максимальная глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20–50 м — 5–50 км, со 150 м — 5–35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с).

«Ветер», имеющий в два раза большую, чем у «Водопада», максимальную дальность, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 году (им оснащались не только АПЛ, но и надводные корабли), а «Ветер» (РПК-7) — в 1984 году.

Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ 3-го поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппаратуры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.

Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15–20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2-400 м. По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).

Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания оружию было решено применить усовершенствованный гидроакустический комплекс МГК-500 (503?) «Скат». Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ второго поколения увеличилась более чем в два раза.

Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили уменьшить предельную ошибку в определении места в пять раз, а также существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Дальность связи возросла в два раза, а глубина приема радиосигналов — в три раза.

Для отработки вопросов прочности и технологии заводом «Красное Сормово» были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания.

АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности, «лимузинное» ограждение выдвижных устройств и боевой рубки, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для антенны ГАК. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта.

Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования — цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки — сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине.

Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива.

АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43000 л.с. включает один водоводяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один паро-зубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура.

Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Гребной многолопастный винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 500 (750?) л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей.

Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 300 (370?) кВт, каждый из которых работает на свой винт.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-500 (503?) «Скат-КС» (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи «Молния-МЦ» включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну «Параван».

Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке располагаются стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подачи и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды, возможно брать мины.

Для снижения уровня физических полей применена двухкаскадная амортизация для всех механизмов и устройств. Все оборудование, действующее в малошумном режиме, установлено на многоярусных амортизированных блоках.

По проекту 945 было построено два корабля, которые по внутренним водным путям были переведены в Северодвинск, где их достроили и ввели в строй.

К-239, Б-239, «Карп»

16 марта 1976 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
25 июля 1977 года переклассифицирована в БПЛ.
15 января 1978 года переклассифицирована в КрПЛ.
20 июля 1979 года заложена на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком.
29 июля 1983 года спущена на воду.
В августе-сентябре 1983 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
30 декабря 1983 года прибыла в губу Оленья для проведения достроечных работ и испытаний.
29 сентября 1984 года вошла в строй.
25 октября 1984 года прибыла в Западную Лицу.
7 декабря 1984 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДиПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
29 марта 1985 года вошла в состав сил боевой готовности.
В 1985 году после большой подготовительной работы на ПЛ прошли испытания ВСК (всплывающей камеры). В губе Андреева ПЛ погрузилась, ВСК с испытателями благополучно отделилась и всплыла, после чего была отбуксирована в базу. Вскоре к причалу подошла ПЛ и ВСК была установлена на штатное место.
В 1985 году проведены глубоководные испытания в Норвежском море.
В 1986 году выполняла задачи БС (старший на борту — ЗКД к.1р. А.С. Богатырев).
В 1987 году выполняла задачи БС (старший на борту — ЗКД к.1р. М.Ю. Кузнецов).
В 1987–1990 годах входила в состав сил постоянной готовности СФ, экипаж отрабатывал и сдавал задачи курса БП ПЛ. Осуществляла регулярные выходы в полигоны БП.
В 1990 году выполняла задачи БС (старший на борту — НШД к.1р. Л.Ф. Катухин). Оценка — «отлично».
В 1990 году объявлена лучшим кораблем на флоте, экипажу вручен приз командующего СФ «За лучшее слежение за ПЛ», вручено переходящие Красное Знамя Военного совета СФ.
В 1990 -1992 годах входила в состав сил постоянной готовности СФ, экипаж отрабатывал и сдавал задачи курса БП ПЛ. Осуществляла регулярные выходы в полигоны БП.
20 июня 1991 года В составе 6-й ДиПЛ передана в 9-ю ЭсПЛ СФ.
3 июля 1992 года переклассифицирована в АБПЛ. переименована в Б-239.
6 апреля 1993 года присвоено наименование «Карп».
В ноябре-декабре 1994 года при была на ГМП «Звездочка» (Северодвинск) для проведения ремонта.
30 мая 1998 года из-за отсутствия финансирования исключена из боевого состава ВМФ, передана в ОРВИ на долговременное хранение и поставлена на прикол в Северодвинске.

К-276, Б-276, «Краб», «Кострома»

9 февраля 1982 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
21 апреля 1984 года заложена на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком.
26 июля 1986 года спущена на воду.
В августе 1986 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
27 октября 1987 года вошла в строй.
30 декабря 1987 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДиПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
В сентябре- ноябре 1988 года выполнила БС, старший на борту — М.Ю. Кузнецов.
В августе-ноябре 1989 года выполнила БС.
В июне-сентябре 1990 года выполнила БС.
В мае-июле 1991 года выполнила БС.
20 июня 1991 года передана в составе 6-й ДиПЛ в 9-ю ЭПЛ с базированием на Видяево.
11 февраля 1992 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море на Кильдинском плесе столкнулась с АПЛ ВМС США SSN-689 «Baton Rouge» и получив повреждения ограждения рубки и обтекателя ГАК, вернулась в базу.
28 марта – 29 июня 1992 года на СРЗ «Нерпа» в губе Оленья прошла аварийно-восстановительный ремонт, после ремонта под командованием к.1 р. И.Г. Локтя выполнила БС.
3 июня 1992 года отнесена к пдклассу АБПЛ, переименована в Б-276.
6 апреля 1993 года переименована в «Краб».
В апреле-июне 1994 года выполнила БС.
15 ноября 1996 года переименована в «Кострома».
В 2000 году в конце прибыла нв СРЗ «Нерпа» для ремонта. По другим данным — находится в Ара губе в ожидании среднего ремонта.

Тактико-технические характеристики Проект 945 "Барракуда"
Водоизмещение надводное, м. куб. 6300
Водоизмещение подводное, м. куб. 8200
Длина, м 107,0
Ширина, м 12,2
Осадка, м 8,8
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 190
Скорость в надводном положении, узлов 12,2
Скорость в подводном положении, узлов 35
Глубина погружения рабочая, м 480
Глубина погружения предельная, м 600
Автономность, суток 100
Экипаж, чел. 60

Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм — 2 х 650, боезапас (тип) торпед — 8 (12?) ( торпеды 65–76 или ПЛУР 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»), количество и калибр ТА, мм — 4 х 533, боезапас торпед и ПЛУР — 32 (28?) (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР
83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», или М5 ПЛРК «Шквал»), система подготовки ТА — «Гринда».
Вооружение радиоэлектронное: БИУС — «Омнибус», НК — «Симфония», КСС — «Молния-МЦ», ГАК — «Скат-КС» (МГК-500), РЛК — «Радиан» (МРКП-58), ТК — МТК-110, перископ ТК — «Кутум», командирский перископ — «Лебедь-21»


 
 
 
     



Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
             
All rights reserved. Copyright 2008