АПЛ
всем подводникам посвящается
  
ПЛАРБ
Пр. 658 (658М) (1961)
Пр. 667А «Навага» (1964)
Пр. 667АМ «Навага-М»
Пр. 667Б «Мурена»
Пр. 667БДР «Кальмар»
Пр. 667БДРМ «Дельфин»
Пр. 941 «Акула» (1981)
ПЛАРК
Пр. 659 (1960)
Пр. 675 (1962)
Пр. 670 «Скат (1968)
Пр. 661 «Анчар (1969)
Пр. 670М «Чайка (1974)
Пр. 949 «Гранит» (1982)
Пр. 667АТ «Груша»
Пр. 949А «Антей» (1986)
ПЛАТ
Пр. 627А «Кит» (1958)
Пр. 671 «Ёрш» (1965)
Пр. 645ЖМТ «Кит»
Пр. 671РТМ «Щука»
Пр. 671РТ «Сёмга»
Пр. 705 «Лира» (1972)
Пр. 685 «Плавник»
Пр. 945 Барракуда
Пр. 971 «Щука-Б»
Пр. 945А «Кондор»
ДПЛБ
Пр. АВ611 (1957)
Пр. 629 (1959)
Пр. В611 (1959)
ДПЛКР(19)
Пр. П-613 (1953)
Пр. П-611 (1954)
Пр. 644 (1959)
Пр. 665 (1962)
Пр. 651 (1963)
ДПЛ
Пр. 613 (1951)
Пр. 611 (1953)
Пр. 615 (1956)
Пр. 633 (1958)
Пр. 641 (1958)
Пр. 641Б «Сом» (1972)
Пр. 877 «Палтус» (1982)
 
 
Рекомендуем
 
Реклама
Новости партнёров
Контакты
Админ: Viktor
E-Mail Связь с Админом
ICQ: 470811498

 
 

 
 
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ
                 
1903-1926   1927-1950   1951-1991   1992-2006   Оружие
1903-1906
1927-1950
 
1951-1991
 
1992-2006
 
Оружие


Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами
Проект 658 (658М)
(8 единиц)
1961


Пр. 658 (658М) 1961г.


Постановление правительства о разработке атомной подводной лодки проекта 658 принято 25 августа 1956 года. Подводные лодки предназначались для нанесения ударов баллистическими ракетами Р-13 по наземным объектам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах дальности полета ракеты.

Всего по проекту 658 было построено 8 подводных лодок. Все они строились на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в г. Северодвинске.

Создание первых атомных подводных ракетоносцев, в сочетании с введением в строй дизель-электрических ракетных ПЛ проекта 629, позволило в короткий срок заложить основы подводной составляющей стратегической ядерной триады страны.

В 1958 году было решено приступить к разработке проекта 658М, предусматривающего переоснащение лодки более перспективными ракетами с подводным стартом. Правительственное постановление о создании нового ракетного комплекса Д-4 вышло 20 марта 1958 г.

За создание подводных лодок проекта 658М в 1965 г. были удостоены Ленинской премии — главный конструктор С.Н. Ковалев, его заместители И.Д. Спасский и Я.С. Темкин, главный конструктор по корпусной части А.П. Правдинский.

Две первые подводные лодки проекта 658 вступили в состав Северного флота и в 1960–1961 гг. были направлены на базу Западная Лица, где вместе с торпедными АПЛ проекта 627А образовали бригаду. В январе 1962 г. на основе этой бригады была развернута 1-я флотилия подводных лодок, состоящая из двух дивизий — 3-й (лодки пр. 627А) и 31-й (ПЛАРБ 658-го проекта). В 1964 году дивизия атомных ракетоносцев была переведена в Гаджиево (губа Сайда, база Ягельная) в состав 12-й эскадры, впоследствии преобразованной в 3-ю флотилию атомных подводных лодок. Появление в составе советского флота первых атомных ракетоносцев, разумеется, не осталось незамеченным для американской военно-морской разведки. В 1963 и 1968 гг. лодки К-178 и К-55 были переведены на ТОФ, где несли боевую службу в составе 45-й дивизии атомных подводных лодок, базирующейся на Камчатке.

Служба ПЛАРБ проекта 658М продолжалась до 1988–1991 гг.

ПЛ «К-19» (»КС-19»)

12.11.1960 г. подписан Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. 06.1961 г. Вошла в состав Северного флота. Вместе с однотипными К-33 и К-55 вошла в состав отдельной бригады подводных лодок Северного флота, впоследствии ставшей базовой для формирования первой краснознаменной флотилии атомных подводных лодок.

03.07.1961 г. В 04.00 утра в подводном положении произошла авария правого реактора, была сброшена защита. ПЛ всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе ГТЗА ЛБ. Через 30–40 минут появилась и начала быстро расти гамма-активность. В результате разгерметизации первого контура радиационная обстановка резко ухудшилась, радиоактивность распространилась по всем отсекам. Для предотвращения угрозы расплавления ядерного топлива и возможного взрыва необходимо было смонтировать нештатную систему аварийного охлаждения реактора. Члены экипажа смонтировали систему аварийной водяной проливки, оба реактора были заглушены. Подобная система затем стала штатной и устанавливалась на всех ПЛА. Спасая ПЛ, облучились и погибли 8 человек. В 04.00 утра 04.07.61 г. было принято решение об эвакуации личного состава на дизельную ПЛ. «К-19» была взята на буксир и прибуксирована в базу.

В 1964–1967 лодка совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 41 сутки.

15.11.69 г. В Баренцевом море в подводном положении столкнулась с американской ПЛА «Gato», осмотр показал наличие повреждений в носовой оконечности;

20.10.70–15.04.74 Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 269 суток.

24.02.72 г. При возвращении с боевого патрулирования в Северной Атлантике, когда до возвращения в базу оставалось 8 дней, в 10.23 на глубине 120 м в IX отсеке возник пожар. В трюм отсека был подан шланг огнегасящей жидкости системы ВПЛ и система приведена в действие, однако, пожар разрастался. Личный состав, кроме расписанных по боевой тревоге, покинул IX отсек. ПЛ всплыла в надводное положение, море 6–9 баллов, ветер 40 м/сек. Из-за задымленности на пульте управления ГЭУ была сброшена аварийная защита обоих реакторов и пульт оставлен операторами. В Х отсеке оказались отрезанными 12 человек, которые находились там в изоляции с 24.02 по 18.03.72 г. Единственная помощь, которую они получали — это воздух среднего давления, подаваемый им по дифферентной системе. В спасении аварийной «К-19» приняли участие 27 кораблей и судов. Силами спасательного отряда проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 — вертолетом с БПК «Вице-адмирал Дрозд», на 23-и сутки выведено 12 человек из Х отсека, неоднократно передавалось спасательное имущество, ВВД и продувались ЦГБ со спасательных судов «СБ-38» и СС «Бештау» из положения «в дрейфе», «на ходу» и «при швартовке», осуществлена буксировка ПЛ на расстояние 2160 миль буксирами «СБ-38» и «Стерегущий» и СС «Бештау» и «Агажен».

02.04.72 г. Буксировка была завершена и ПЛ ошвартовалась в базе. В результате аварии погибли на «К-19» 28 человек и 2 человека на кораблях-спасателях (крейсер «Александр Невский» и плавбаза «Магомет Гаджиев»). Выгорели V, VIII и IX отсеки.

После ремонта 5.11.72 г. «К-19» была сдана флоту и снова вышла на боевую службу.

В 1988 г. возбуждено ходатайство перед ГШ ВМФ и ГТУ ВМФ о выводе ПЛ из боевого состава и в 1990 г. лодка выведена из состава ВМФ в резерв.

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332396 миль за 20223 ходовых часа.

ПЛ «К-16»

28.12.1961 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и в 1962 г. лодка вошла в состав Северного флота.

В 1987 г. лодка выведена из состава ВМФ и в 1988 г. передана в ОФИ.

Всего с момента постройки «К-16» прошла 208352 миль за 25770 ходовых часов.

ПЛ «К-33» (»К-54»)

24.12.1960 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и в 1961 г. лодка вошла в состав Северного флота.

В 1961 г. лодка отрабатывала задачи БП, сделала 6 выходов, пройдя под водой 9611 миль и над водой 2235 миль.

В 1967 г. лодка первой выполнила залп полным боекомплектом из 3-х БР Р-29.

В 1987 г. лодка переведена в резерв 2 категории, 16.09.1987 г. выведена из состава ВМФ и в 1988 г. передана в ОФИ.

Всего с момента постройки «К-33» («К-54») прошла 131918 миль за 19349 ходовых часов.

ПЛ «К-55»

27.12.1960 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и в 1961 г. лодка вошла в состав Северного флота.

В 1961 г. совершила 6 походов, пройдя под водой 12524 мили и над водой 1117 миль. Особенно интенсивным был поход с 23.06 по 13.07, когда впервые было осуществлено плавание в подводном положении без всплытия в течении около 20 суток.

25.06.68–06.09.68 г. Скрытно перешла подо льдом на Тихоокеанский флот, пройдя подо льдом 1735 миль за 128 часов. Командовал переходом командир эскадры ПЛ Северного флота контр-адмирал В.Г. Кичев. После прибытия на ТОФ (Чукотское море) ПЛ без захода в базу вышла на БС в Тихий океан, что было осуществлено впервые.

В 1989 г. лодка выведена из состава ВМФ. Всего с момента постройки «К-55» прошла 142989 миль за 21670 ходовых часов.

ПЛ «К-40»

27.12.1961 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и лодка в 1962 г. вошла в состав Северного флота;

В 1963–1966 г. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 77 суток, в том числе с 14.03 по 17.04.64 г. по плану «Ограда» в Норвежское море и Северную Атлантику.

25.06.66–28.12.67 выполнена модернизация по проекту 658М.

В 1987 г. выведена из состава ВМФ.

Всего с момента постройки «К-40» прошла 181877 миль за 23576 ходовых часов.

ПЛ «К-145»

23.10.1962 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и лодка в 1962 г. вошла в состав Северного флота.

12.1965–1970 г. лодка находилась в текущем ремонте с заменой парогенераторов и переоборудованием по проекту 701.

В 1989 г. выведена из состава ВМФ. Всего с момента постройки «К-145» прошла 83170 миль за 11796 ходовых часов.

ПЛ «К-149»

27.10.1962 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и в 1962 г. лодка вошла в состав Северного флота.

11.1964–12.1965 г. находилась в среднем ремонте. Выполнена модернизация по проекту 658М.

В 1991 г. выведена из состава ВМФ. Всего с момента постройки «К-149» прошла 176978 миль за 20730 ходовых часов.

ПЛ «К-178»

08.12.1962 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и лодка в 1963 г. Вошла в состав Северного флота.

14–30.09.1963 г. совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот подо льдами. Всего пройдено 4411 миль за 374 часа, из них в подводном положении 3460 миль за 286 часов, в том числе подо льдами 1617 миль за 136 часов, в надводном положении 951 милю за 88 часов, в том числе во льдах 155 миль за 22 часа. 10 ледовых маневров, из них 2 всплытия в битом льду, 6 всплытий в полыньях и 2 приледнения. Командовал переходом командир ПЛ капитан 1 ранга А.П. Михайловский. За образцовое выполнение задания и проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.64 г. капитану 1 ранга А.П. Михайловскому присвоено Звание Героя Советского Союза, а члены экипажа награждены высокими правительственными наградами;

06.1965–12.1967 г. Выполнена модернизация по проекту 658М.

В 1990 г. выведена из состава ВМФ. Всего с момента постройки «К-178» прошла 137109 миль за 18186 ходовых часов.

Тактико-технические характеристики Проект 658 (658М)
Водоизмещение надводное, м. куб. 4039
Водоизмещение подводное, м. куб. 5300
Длина, м 114,0
Ширина, м 9,2
Осадка, м 7,68
Главная энергетическая установка мощьностью, л.с 35000
Скорость в надводном положении, узлов 15
Скорость в подводном положении, узлов 26
Глубина погружения предельная, м 300
Автономность, суток 50
Экипаж, чел. 104
Вооружение ракетное: 658 – 3 БР Р-13 комплекса Д-2, 658М – 3 БР Р-21 комплекса Д-4
Вооружение торпедное: НТА 533мм — 4 шт., НТА 400мм — 2 шт (4), КТА 400мм — 2 шт (4).

 
 
 
     



Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
             
All rights reserved. Copyright 2008